Страна приливовНазвание: Страна приливов / Tideland
Тип: полнометражный фильм(Великобритания, Канада)
Жанр: драма
Год: 2005

Терри Гиллиам начал снимать "Страну приливов" в скверном расположении духа. С продюсерами у него не ладилось: братья Вайнштайн заставляли его буквально на корню переделывать "Братьев Гримм". Поэтому "Страна приливов" стала для режиссера своего рода отдушиной, куда он умудрился затолкать самые свои черные мысли.
читать дальше
"Страна приливов" - экранизация одноименной новеллы Митча Каллина. Я имел удовольствие как наблюдать фильм, так и читать его первоисточник, и могу с уверенностью сказать, что режиссер Терри Гиллиам и сценарист Тони Гризони, сглаживая некоторые моменты книги, без малейших потерь сохранили авторский замысел. Так о чем же фильм? Или, вернее, книга, но в данный момент я описываю экранизацию. "Страна приливов" - о бегстве от смерти.
Умирает отец... а может, он просто уснул? Умирает ненавистная мать - но остается с маленькой девочкой Джелизой-Розой до самого конца. Смерть не имеет значения в Стране приливов, так как жизнь в ней измеряется фантазией. А фантазия - вечна.
Одни взрослые, чтобы с головой погрузиться в мир грез, используют наркотики. Другим наркотики не нужны, потому что они и так безумны, как мартовские зайцы. Детям в этом отношении проще. Они пока что понимают, что мир вокруг них огромен и сказочно прекрасен, что поле бурьяна за окном может превратиться в море, что дети появляются от поцелуев, а злая соседка, чем-то напоминающая Герцогиню из "Алисы в Стране чудес" - старая болотная ведьма.
Параллелей с "Алисой в Стране чудес" здесь, кстати, много. Даже свой Кролик имеется. Но, как и сказка Кэрролла, "Страна приливов" - фильм далеко не детский. Режиссер рисует картины порой абсолютно омерзительные, балансирующие на грани некро- и педофилии. Гиллиам также подхватывает каллиновский черный юмор, в результате чего впечатление складывается еще более удручающее. Я понимаю, почему на ограниченном показе в Москве в свое время в кинозале шло непрерывное хождение. Выдержать такое, особенно при первом знакомстве с фильмом, удастся далеко не каждому. И, без сомнения, не будь Гиллиам так угнетен своими "Братьями Гримм", кино могло бы получиться менее тяжелое.
Каждый зритель, как говорится, выбирает свое. "Страна приливов" полнится не только отталкивающими картинами разложения. Это еще и восхитительная красочная сказка. В плане визуальной подачи материала режиссер, пожалуй, даже превзошел Каллина, чья фантазия многократно преумножилась и преломилась в бриллианте гения Терри Гиллиама. Мир, созданный ими обоими, настолько четок и детализирован, что реальность и вправду перестает казаться чем-то жизненно важным. И чем больше пересматриваешь фильм, тем больше обнаруживаешь в нем ярких красок.
Конечно, стоит отметить работу актеров, буквально вжившихся в сказочные, гротескные образы Делл и Диккенса. Ну и, конечно, Джоделль Ферланд, сыгравшую Джелизу-Розу. Ее игра уникальна. Не каждый взрослый бы справился с ролью подобного уровня. В связи с этим вспоминается заслуженная оскаровская награда Кристиана Бэйла, сыгравшего в спилберговской "Империи солнца". Жаль, что в отличие от Спилберга, Гиллиам не входит в ряды любимцев Киноакадемии.
"Страна приливов" - фильм тяжелый. "Страна приливов" - фильм нечеловечески прекрасный. Редко, кто способен совместить одно в другом. Авторы "Страны приливов" это смогли. Здесь сложились великолепная актерская работа, операторская съемка (Николя Пекорини использовал свою "качающуюся" камеру еще в "Страхе и ненависти в Лас-Вегасе), красивая музыка, фантастический видеоряд, и все это нанизалось на серьезную драматическую линию, ради которой, поистине, стоит жить.